Средства крепления грузов в вагонах

Перевозка грузов железнодорожным транспортом проводится по определенным правилам с применением специальных средств крепления (СК). Условия и способы крепления, а также виды крепежа и вспомогательных устройств нормируются «Уставом железнодорожного транспорта РФ».

Требования к креплению грузов при организации перевозок ж/д транспортом

Закрепление и фиксация перевозимых грузов внутри вагонов и полувагонов осуществляется с помощью одноразовых средств и многооборотных устройств.

За надежность и функциональность СК отвечает отправитель груза. Перевозчик вправе затребовать у отправителя документацию, подтверждающую периодичность проверки технического состояния СК и пригодность их использования. Вместе с устройствами для фиксации грузов используется типовой унифицированный крепеж.

Виды средств крепления грузов и типового крепежа

Растяжки, обвязки, увязки, стяжки

Увязка и обвязка грузов, соединение между собой и натяжения СК осуществляется с помощью отожженной обвязочной проволоки ГОСТ З282, стальной или оцинкованной полосы ГОСТ 10З, цепей, эластичных текстильных лент, а также проволочных канатов вместе с зажимами и талрепами.

Подкладки и прокладки

Применение данных устройств позволяет увеличить площадь опирания перевозимого груза на пол транспортного средства, предотвратить разваливание штабелируемого груза, обеспечить доступ к грузу для погрузки-разгрузки с помощью средств механизации, предохранить опорную поверхность транспортной тары и пола от механической деформации, крепежа брусков.

Минимальная высота СК должна быть не меньше 2,5 см при ширине 8,0 см. Длина должна соответствовать ширине транспортной тары. Возможно изготовление составных элементов СК, детали которых соединяются между собой с помощью скоб, гвоздей, болтов. Количество метизов должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надежность и неподвижность фиксации.

Подкладки и прокладки могут изготавливаться из стального профиля различного сечения, железобетона, полимерных, комбинированных материалов при условии, что данные СК способны обеспечить сохранность груза.

Каркасы, щиты и деревянные стойки

Стойки для боковых и торцевых ограждений штабелей грузов изготавливается из массива дерева. Элементы ограждений имеют толщину в пределах 90,0-140,0 мм. Минимальное рекомендуемое сечение несущих элементов ограждений 90x120 мм. Высота зависит от высоты бортов вагона:

  • борта 1,88 м — от 0,9 до 1,5 м;
  • борта 2,06м — от 0,7 до 1,3 м.

Чтобы увеличить несущую способность ограждения, противоположные элементы соединяют с помощью стяжек в трех точках — верхней, средней, нижней.

Бруски

В зависимости от назначения бруски называются упорными и распорными. Элементы СК крепятся к деревянному настилу пола, к таре перевозимого груза с помощью гвоздей. В полувагонах элементы СК соединяются друг с другом с помощью строительных скоб и/или накладок. Распорные бруски обеспечивают равномерное распределение нагрузки на борта или стенки ж/д транспорта. Упорные бруски предназначены для предотвращения смещения груза по полу.

«Шпоры» и противооткатные упоры

«Шпорами» и тормозными башмаками называются металлические инвентарные многооборотные устройства, применяемые для фиксации в ж/д вагонах и полувагонах спецтехники на гусеничном ходу. Данные СК в сравнении с другими устройствами обеспечивают наибольшую надежность продольной и поперечной устойчивости техники во время транспортировки. Упоры, выступы, фиксаторы и ребра жесткости, входящие в конструкцию «шпор», препятствуют перемещению машин по платформе.

Пирамиды

Транспортировочные пирамиды — это приспособления-стойки, которые монтируются внутри транспортного средства для фиксации и перевозки листовых изделий (листов пластика, перфорированных пластиковых листов, ГВЛ, зеркальных листов и блоков крупногабаритного и супергабаритного листового стекла). Пирамида имеет вид стационарно закрепленной А-образной рамы, основания, съемных вертикальных стоек для крепления груза, снабженных упругими прижимными элементами.

Ложементы

Ложементами называются опорные устройства, которые устанавливаются на ж/д платформах, в вагонах, полувагонах для закрепления горизонтальных резервуаров и аппаратов, длинномерных негабаритных грузов. Ложементы изготавливаются с углом охвата от 60 до 120 градусов. Чтобы обеспечить надежность фиксации, ложементы применяются вместе с захватами или стяжками.

Турникетные устройства

Опорно-крепежные СК способны компенсировать все виды нагрузок, которые действуют на груз при транспортировке, включая прохождение ж/д транспорта по участкам с переломным профилем и криволинейным участкам. Конструкции турникетных опор состоит из 3 рам — подвижной верхней, промежуточной и неподвижной нижней. Конструкция верхней рамы обеспечивает возможность размещения и фиксации груза.

Гвозди

Подкладки, бруски, элементы ограждений и рамных конструкций крепятся к полу и между собой с помощью гвоздей по ГОСТ 28З.

Таблица. Размеры применяемых метизов.
D метиза, мм D шляпки, мм Длина стержня, мм
4,0 7,5 от 100,0 до 120,0
5,0 9,0 от 120,0 до 150,0
6,0 11,0 от 150,0 до 200,0
8,0 14,0 250,0

Возможна замена метизов одного диаметра другим одной длины при соблюдении требований к их диаметру и количеству.

Таблица. Замена метизов разного диметра.
Равнозначное кол-во гвоздей (шт) с учетом их D
D метиза, мм
6,0 мм 4,0 мм 5,0 мм 8,0 мм
2 шт 5 шт 3 шт 2 шт
3 шт 7 шт 5 шт  
4 шт 9 шт 6 шт 3 шт
5 шт 12 шт 8 шт  
6 шт 14 шт 9 шт 4 шт
7 шт 16 шт 10 шт  
8 шт 18 шт 12 шт 5 шт
9 шт 20 шт 13 шт  
10 шт 23 шт 15 шт 6 шт

Другие виды метизов

Для монтажа ограждающих и рамных конструкций применяются болты, скобы, шпильки, а также стопорные шайбы, контргайки, шплинты. Для соединения элементов металлоконструкций возможно применение сварки. При выполнении сварочных работ груз заземляют в обход платформы или вагона.

Подробнее о многооборотных средствах крепления

Турникетные опоры, пирамиды и другие СК многоразового использования изготавливаются в климатическом исполнении ХЛ кат.I по ГОСТ 15150.

Конструкция устройств и средств крепления перевозимых грузов должны отвечать ряду требований:

  • распределять вес перевозимого груза на раму и тележки платформ или вагона;
  • надежно закреплять груз, не допуская его смещение, опрокидывание и утерю;
  • обеспечивать возможность для беспрепятственного доступа к грузу для осуществления погрузки, штабелирования и разгрузки с помощью механизированных средств;
  • обеспечивать сохранность груз на протяжении времени его транспортировки и разгрузки.

В комплект всех многооборотных СК все необходимые для закрепления на ж/д транспорте детали и узлы, рабочие чертежи, руководство по эксплуатации с указанием периодичности техобслуживания и освидетельствования, указание на возможные неисправности и способы их устранения, правила эксплуатации и технику безопасности, условия хранения.

На каждый комплект СК наносится маркировка, в которой содержится информация о типе и марке устройства, товарном знаке завода-изготовителя, дате производства и порядковом номере конструкции, грузоподъемности и других технических характеристиках, дате ближайших испытаний, освидетельствования и/или ремонта.

Заказать товар
Спасибо!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее возможное время.
^